Шрифты в полиграфии

Шрифты в полиграфии

Шрифт имеет огромное значение при разработке дизайн-макетов. Его задача – передать информацию, от него зависит то, как информация будет воспринята.

Принято считать, что шрифт – это комплект графических знаков какой-либо системы письма. По наклону различают прямой, курсивный и наклонный шрифт; по насыщенности – светлый, полужирный, жирный. Существуют и другие виды классификации – по размеру ширины и высоты, характеру рисунка, назначению и т.д.

Шрифты в полиграфии Шрифты в полиграфии

Особенности рисунка знаков складываются исторически, с их учётом подбирают шрифт для конкретного вида литературы, например, научной или художественной. По области применения шрифты подразделяются на:

  • книжные,
  • газетные,
  • плакатно-афишные,
  • картографические,
  • декоративные,
  • рекламные,
  • для документов строгой отчётности.
Шрифты в полиграфии Шрифты в полиграфии

К шрифтам предъявляют определённые требования:

  • эстетическое (шрифт должен быть красивым),
  • экономическое (удовлетворительное среднее число знаков, размещаемых в одной строке),
  • технико-технологическое (точность печати различными методами),
  • гигиеническое (шрифт должен восприниматься как можно быстрее, с минимальным утомлением).

Решением задачи оптимального восприятия текста занимается типографика. Именно с этим искусством связан шрифтовой дизайн и оформление книг.

Как подобрать шрифт?

Высокая чёткость шрифта позволит читателю легко отличать символы друг от друга. Высокий уровень читаемости обеспечивается несколькими параметрами – и шириной полосы, и стилем изложения, и написанием текста. Типографика считает шрифт читаемым, если он знаком читателю, имеет крупный размер и размещен в строке умеренной длины, а контраст между текстом и бумагой достаточно высок. При этом текстура бумаги не должна мешать восприятию.

Не рекомендуется использовать только прописные буквы – такой текст читается дольше и, кроме того, занимает больше места. Курсив сложно читать, так же, как очень длинные или очень короткие строки.  Шрифты старого стиля хорошо сочетаются с грубой бумагой, а современные – с гладкой.

Развитие шрифтов

В начале своего развития шрифты были очень схожи с каллиграфическим письмом стран, в которых они появились. Первые немецкие шрифты в 15-м веке имели резкие и жирные начертания, в то время как итальянские вполне соответствовали гуманистическому настрою того времени – были светлыми и изящными. Последние стали прародителями романских шрифтов.

Разработка новых начертаний шрифтовых знаков не останавливается. Компьютерные технологии значительно упростили и ускорили этот процесс. К примеру, ещё относительно недавно дизайнеры шрифтов создавали наборы символов для каждого кегля (размера) и начертания. А сейчас они разрабатывают только один набор символов и при помощи компьютера дублируют шрифт с нужным размером и начертанием. Таким образом, в настоящее время компьютерный шрифт – это набор математических функций.

Колоссальное количество шрифтов, разрабатываемых веками, являет собой мощнейший инструментарий для воздействия на целевую аудиторию, например, в рекламе. Обладание вкусом и достаточными знаниями в типографике позволят достичь желаемого результата.